В петербургском детском хосписе соцработников учат ухаживать за тяжелобольными пациентами

Главная   Санкт-Петербург   Фрунзенский   В петербургском детском хосписе соцработников учат ухаживать за тяжелобольными пациентами

В детском хосписе для петербургских соцработников подготовили обучающую программу по работе с тяжёлыми подопечными. В неё включили реальные медицинские навыки.
В основу образовательной программы лёг 20-летний опыт работы петербургского Детского и взрослого хосписа.
— Идея, как всегда, возникла из потребностей наших пациентов и их семей, — рассказывает генеральный директор учреждения «Хоспис (детский)» Ирина Кушнарева. 
Она объясняет, что по действующему законодательству уход на дому за тяжелобольными людьми — и взрослыми, и детьми — должны осуществлять социальные работники. 
— Но при этом соцработники никак не обучены такому уходу — очень непростому, специфичному, с массой нюансов. И получилось так, что соцработники просто не понимают, с какой стороны подступиться к человеку, например, к ребёнку, который не может самостоятельно есть и даже дышать. Он на аппарате искусственного дыхания, но соцработники не знают, как им пользоваться, не знают, что такое гастростома, трахеостома. Более того, по нормативным документам основная функция соцработников — это обучение родственников по уходу за такими пациентами. Но, повторюсь, самих соцработников никто этому уходу не учит. nnОбучающий проект для соцработников запустил благотворительный фонд «Детский и взрослый хоспис «Бумажная птица»» на средства президентского гранта. Петербургский детский хоспис стал партнёром этого проекта. Он будет реализован не только в нашем городе, но и Ленинградской, Московской и Калужской областях. Всего в проекте примут участие 120 соцработников. 
Петербург стал первым регионом, в котором начали обучение. Здесь уже подготовку прошли работники Центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального, Красносельского, Фрунзенского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Невского районов. 
— В Петербурге около 300 детей, которые нуждаются в паллиативной помощи, — рассказывает специалист по развитию социальных проектов фонда Евгения Боровкова. — Их жизнь напрямую зависит от работы аппаратов жизнеобеспечения и своевременного контроля за их стерильностью, а питание и введение медикаментов осуществляются при помощи специального оборудования. Поэтому за этими детьми нужен постоянный и особенный уход. nnГлавная особенность программы — ориентированность на практические знания. Поэтому все участники проекта проходят обучение навыкам младшей медицинской сестры по уходу за тяжелобольными людьми. В том числе знакомятся с современными методами ухода за тяжелыми и обездвиженными больными — как их правильно переворачивать, менять подгузники и бельё, как сажать на кровать, кормить, мыть и выводить на прогулку.
Преподаватели — сотрудники Детского хосписа отвечают на вопросы, с которыми специалисты сталкиваются в своей ежедневной практике. 
— В паллиативной помощи, как ни в какой другой, ценятся коммуникативные навыки, — говорит медицинский психолог Детского хосписа Наталья Юдина. — Важно уметь вести разговор с пациентом и его семьей, соблюдать границы, правильно оценивать потребности (социальные, духовные, психологические) тяжелобольного человека, понимать, как можно ему помочь. 
По словам врачей, работающих с пациентами паллиативного профиля, самые важные навыки приобретаются на рабочем месте. В такой эмоционально сложной области, где речь идет о человеческом достоинстве тяжелобольного человека, учиться можно всю жизнь, но следовать главному принципу «не навреди» помогут базовые программы обучения.
— Проект завершится через год. Главная наша цель — чтобы на законодательном уровне была принята образовательная программа для социальных работников по уходу за тяжелобольными пациентами, — говорит Ирина Кушнарева.